В 2023 году Санкт-Петербург проведет чемпионат по навыкам «Евроскиллс». К этому событию приурочено новое исследование, которое организуют Правительство Санкт-Петербурга, НИУ ВШЭ и Superjob. Исследование посвящено проблемам развития человеческого капитала в крупных городах.
Требует ли агломерация определенный тип людей под задачи своей экономики? Что это за люди? Как они меняют свою трудовую траекторию? Эти и другие вопросы организаторы исследования озвучили на вебинаре в рамках «Московского Международного Салона Образования 2021».
Вера Андреевна Мальцева, НИУ ВШЭ: «Большие города – тестовые площадки для новых тенденций, где формируются новые профессии, меняются старые. Там возникают новые решения и повестки. Например, повестка непрерывного образования – продукт высокоразвитой городской экономики».
Авторы исследования предлагают посмотреть на навыки человека по-новому: не в разрезе конкретной профессии или глобальных национальных приоритетов, а именно в контексте городской экономики и культуры.
Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «В пандемию мы готовились к падению экономики, сворачивали инвестиционные программы, но, несмотря на огромные трудности, катастрофы не произошло, экономика перестроилась быстро. Мы решили запустить это исследование, чтобы понять, как большие города принимают решения, отвечая на новые вызовы».
Алексей Захаров, президент, «Superjob» рассказал о том, как пандемия изменила рынок труда. В частности, в городах распространился такой феномен как «мультизанятость». «Если раньше я рекомендовал тщательно выбирать первое место работы, то сейчас можно устроиться к 3-4 работодателям параллельно и сделать выбор в течение первого месяца. Так можно сэкономить время и получить больший кругозор. 5 лет назад такого нельзя было представить».
Спикеры говорили о социальных навыках. В ситуации, когда большая часть экономики уходит в сферу услуг, эти навыки становятся неотъемлемой частью профессиональных компетенций почти в любой отрасли.
Также говорили о необходимости инвестиций в дошкольное образование и его трансформацию. Старая школьная система заточена под индустриальный город, а сегодня на фоне автоматизации производств требуется развитие креативных навыков, причем с самого раннего возраста.
Но главным учащимся в современном большом городе становится именно взрослый человек. Ему необходимо постоянно учиться, а для этого требуется новая инфраструктура и другой подход к построению карьеры, так как приходится выбирать из огромного количества вариантов. Границы профессий размываются, на смену профориентации приходят карьерная навигация и карьерное проектирование.
Авторы исследования приглашают присоединиться к своей инициативе ведущих экспертов и практиков, в том числе международных, в области городского развития, рынка труда и человеческого капитала.