В прошлый раз участники обсуждали кадровый голод в индустрии общепита и проблемы с наймом сотрудников. Тема получила развитие, рестораторы углубились в вопрос подготовки кадров и сегодня собрались, чтобы поговорить о профильных образовательных ресурсах Петербурга и их способности отвечать запросам ресторанного бизнеса. От лица системы среднего профессионального образования в мероприятии приняла участие директор ЦОПП Ольга Коротеева.
Рестораторы начали с обозначения проблемного поля. Виталий Свидовский («Теремок») признал, что ресторанная индустрия привыкла особенно не рассчитывать на выпускников колледжей. Многие относятся к ним как к слабому звену системы образования: в свое время все бросились в вузы, система СПО была в упадке, и, несмотря на недавние перемены к лучшему, имидж системы в глазах многих участников рынка сохраняется прежним.
Бизнес просто не знает, где и каких специалистов готовят колледжи, поэтому «Теремок» уже создал свои учебные центры для поваров, администраторов, управленцев, и теперь объединяет их в собственный корпоративный университет.
Илья Штром («Русская рыбалка») отметил, что многие заведения не могут сразу брать выпускников, персонал необходимо доучивать и адаптировать. «Наш ресторан – консервативная структура. Она соблюдает традиции, накопленные годами, не одним шефом и не одним поколением официантов. У нас свои уникальные процессы, технологические карты, свой подход к блюдам – и именно это нравится гостям».
Максим Яковлев («Гринбокс») считает, что в городе не хватает образовательных площадок. «Мы не такие большие, чтобы открывать корпоративный университет. Нам нужны сторонние образовательные площадки, где можно запускать совместные программы. У нас есть знания и опыт, но мы не обладаем методологией».
Общий вопрос рестораторов к системе образования звучал так: если профильные колледжи готовят выпускников для нашей индустрии, почему мы их не видим?
Ольга Коротеева дала развернутый ответ, раскрыв все аспекты проблемы и пути ее решения с точки зрения системы образования.
Во-первых, она рассказала об инициативах Комитета по образованию в области профориентации. «Выпускники колледжей часто работают не по специальности именно из-за неверного выбора. Проект Комитета «Профстарт» предполагает, что в следующем году 10 тысяч школьников пройдут через профессиональные пробы. Город рассчитывает на поддержку работодателей: нужно обеспечить реальные рабочие условия, в которых ребята смогут примерить на себя разные профессии».
Во-вторых, Ольга Сергеевна отметила, что у колледжей уже есть все необходимые ресурсы, и единственное недостающее звено – это коммуникация с бизнесом. «Материально-техническому обеспечению учреждений СПО могут позавидовать многие предприятия. Также у колледжей – сильные методисты и опыт разработки программ. Остается вопрос их актуальности, но здесь без работодателя не справиться». В качестве ориентира была приведена модель дуального обучения, когда студент 75% учебного времени проводит на базе предприятия.
В-третьих, она представила программу PROСПО как источник актуальных коротких программ дополнительного образования, заточенных под потребности работодателя. Например, «повар-кассир» – востребованная рынком кросс-функциональная компетенция, которую нельзя реализовать в рамках стандартной образовательной системы, а в рамках ДПО – можно.
Короткие программы пользуются спросом в сегменте коммерческого образования – об этом рассказала Наталья Резникова, соучредитель школы поварского искусства «СВЧ». В школу приходят люди с опытом в индустрии, которые учатся у лучших представителей профессии. Эта модель, пусть и с другими программами, может быть адаптирована под в массовый сегмент.
Петр Лобанов (сеть бургерных «Бюро») признался, что не очень верит в систему СПО, которая готовит кадры по 3-4 года, а верит в базовое образование, опыт, и постоянное доучивание на разных программах. По сути, он озвучил тот карьерный трек специалиста, который фигурирует во всех современных образовательных концепциях.
По итогам завтрака напрашивается вывод, что именно дополнительные программы станут фундаментом для эффективного сотрудничества бизнеса и образования в ресторанной сфере. Ольга Коротеева предложила рестораторам в следующий раз собраться уже на базе одного из профильных колледжей, чтобы познакомиться с материально-техническим обеспечением, методическими ресурсами и предпринять конкретные шаги к разработке совместных программ, актуальных для сферы общепита.